Холотропное дыхание

Холотропное дыхание

Люди, интересующиеся психологией, без сомнения слышали о «холотропном дыхании». Что же это такое, работает ли этот метод, и правда ли, что он опасен для здоровья? Давайте разбираться в этих вопросах вместе.

Навыки стрессоустойчивости «Труд»: физические Упражнения и Дыхание

Навыки стрессоустойчивости «Труд»: физические Упражнения и Дыхание

Я продолжаю серию публикаций, посвящённую блоку навыков стрессоустойчивости под аббревиатурой «ТРУД». Мои предыдущие два материала были посвящены таким навыкам, как Температура и Релаксация. Сегодня поговорим о двух оставшихся и не менее полезных навыках: физических Упражнениях и Дыхании.

Навыки стрессоустойчивости «Труд»: Релаксация

Навыки стрессоустойчивости «Труд»: Релаксация

В прошлой публикации я показал, как можно использовать первый навык стрессоустойчивости (а именно — температурные воздействия) из блока навыков стрессоустойчивости «ТРУД» для того, чтобы быстро справляться со стрессом. В этой статье рассмотрим ещё один важный навык под названием «парная мышечная Релаксация».

Навыки стрессоустойчивости «Труд»: Температура

Навыки стрессоустойчивости «Труд»: Температура

Навыки «ТРУД» (Температура, Релаксация, физические Упражнения, Дыхание) предназначены для активизации нервной системы человеческого организма, чтобы помочь человеку справиться с крайне высоким эмоциональным возбуждением.

Нарциссическая личность

Нарциссическая личность

Каждый из нас хотя бы раз в жизни встречал людей, которые склонны ставить себя выше других, порой с неприкрытым высокомерием. Они преувеличивают свои успехи, предаются неограниченным фантазиям о собственном богоподобном могуществе, несметных богатствах, несравненном интеллекте или широкой известности.

Два простых упражнения на тренировку осознанности

Два простых упражнения на тренировку осознанности

Психотерапевтическую основу того, что сегодня широко известно как «техники осознанности» («mindfulness»), заложил биолог и профессор медицины Массачусетского университета (США) Джон Кабат-Зинн. Буддист по убеждениям, он предпринял смелую попытку перенести в психологию практики медитации, предварительно очистив их от ритуального и религиозного контекста.

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия (или сокращённо КПТ) — это крайне востребованное в настоящее время направление в терапии. В последнее время многие клиенты ищут себе терапевтов, работающих именно в данном направлении. Так что же такое КПТ, и почему она приобрела такую большую популярность за последние годы?

Психоанализ. Он все еще существует?

Психоанализ. Он все еще существует?

Ответы на часто задаваемые вопросы: умер ли психоанализ, заблуждался ли Фрейд, какие проблемы люди приносят в терапию, что анализируют аналитики, как узнать, кто хороший аналитик и сколько это стоит.

«Потерянные в переводе»: о некоторых бессознательных аспектах профессиональной идентичности специалистов помогающих профессий

«Потерянные в переводе»: о некоторых бессознательных аспектах профессиональной идентичности специалистов помогающих профессий

Про хорошего специалиста, знатока своего дела мы говорим: «Это его призвание».

Хороший ли вы кандидат для психоанализа?

Хороший ли вы кандидат для психоанализа?

Вы считаете себя ветераном терапии или никогда раньше ее не проходили? Независимо от этого, к концу этого поста вы сможете ответить на вопрос, подходит ли вам психоанализ.

Побочный эффект психоанализа

Побочный эффект психоанализа

Я никогда не знала, почему я боялась собак. Меня несильно интересовал этот вопрос. Я просто обходила их стороной и никогда не доверяла даже йоркширам с самыми распрекрасными бантами. Страх и оцепенение моего тела от лая собак регулировали мою жизнь.

Воспитание на пальцах

Воспитание на пальцах

В душу ребёнка должны быть вшиты 2 закона: Первый закон МАТЕРИНСКИЙ: «Я тебя люблю. Я рада, что ты пришёл в этот мир именно таким». Второй закон ОТЦОВСКИЙ: «Мы живём в обществе. И ты не можешь нарушать его запреты».

Детский психоанализ

Детский психоанализ

Многие спрашивают меня, как психоанализ может помочь совсем маленьким детям? Вопрос справедливый, ведь по мнению многих, «что могут понять дети с помощью слов?». Действительно, ребёнок не всё может объяснить словами. Он выражает свои внутренние конфликты с помощью симптомов через тело.

Как мы советуем выбирать психолога

«Мы выбираем не случайно друг друга…
Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании»
Зигмунд Фрейд

Если коротко, то мы считаем, что выбор психолога надо делать интуитивно!

Просто смотреть на фото и выбирать лицо, которое вас привлекает, вызывает доверие и любопытство. Оно не обязательно должно вам очень нравиться, вас должно к нему просто тянуть.

Но есть важное «но»!

Прежде чем довериться своей интуиции («своему подсознанию», как сказал Фрейд), ограничьте этот выбор рамками минимальных требований к безопасности психотерапии.

Сайт со специалистами «Свободной Ассоциации» – как раз такая площадка, где можно спокойно довериться своей интуиции, так как безопасных специалистов мы уже отобрали за вас!

Кому интересно – сейчас расскажем, как мы это сделали

Раз мы употребили словосочетание «безопасная психотерапия», расскажем, что мы под этим понимаем.

Психотерапия– специально организованные отношения с психологом, получившим дополнительное образование в рамках конкретного метода практической, а не теоретической психологии.

Безопасная– та, которая не нанесет вреда, так как соблюдаются все этические нормы.

О каком вреде может идти речь?

  • Необнаружение вовремя такой психопатологии, которая находится за рамками компетенции данного психолога: психолог должен знать, когда клиенту надо рекомендовать психиатра.

  • Злоупотребления, которые могут привести к использованию клиента в личных целях «нечистоплотного» психолога.

  • Затягивание психотерапии по длительности в силу отказа психолога признать свои профессиональные ограничения. В связи с этим неоправданная потеря времени, денег и сил.

Безопасный психолог + подходящий психолог = эффективный психолог

Выбрать безопасного специалиста – это минимальная задача, эффективного – задача-максимум. Тут может сразу улыбнуться удача, а может, придется пройти путь проб и ошибок. Но «пробовать и ошибаться» лучше изначально среди качественных профессионалов, чтобы оставалось только одно – подобрать не столько хорошего (профессионального и безопасного), сколько – подходящего.

Подходящий психолог– тот, с которым у вас лично сложится рабочий альянс, что и гарантирует эффективную работу. «Лечебной силой» обладает не столько психолог, сколько – пара: психолог и клиент.

Знаете, как бывает? Каждый партнер по отдельности хорош, а пара не продуктивная, неуживчивая. А бывает иначе: вроде ничего выдающегося, если по-отдельности, а вместе – огонь. Вместе смогли сделать что-то продуктивное.

КОГО МЫ ДЛЯ ВАС ПОДОБРАЛИ
ИЛИ
КАКИМИ ОПЫТОМ И КОМПЕТЕНЦИЯМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ХОРОШИЙ ПСИХОЛОГ

  • иметь базовое высшее академическое образование;

  • иметь дополнительное практическое образование и опыт в рамках конкретного психотерапевтического метода;

  • являться членом или кандидатом профессионального сообщества, в рамках которого проходил или проходит обучение и практику под патронажем преподавателей и действительных членов сообщества;

  • проходить регулярные супервизии (контроль и помощь со стороны коллег из профессионального сообщества);

  • проходить сейчас или иметь за плечами многолетнюю личную психотерапию (в рамках того же метода, в котором практикует).

Наши специалисты – психологи, на профессионализм которых можно опереться и довериться своей интуиции: выбрать специалиста по фотографии.

Цена за консультацию и место встреч– естественные ограничители, особенно для тех, кто планирует долгосрочную психотерапию, т.к. она происходит обычно от 1 до 3 раз в неделю.

И самое последнее в очереди, что мы рекомендуем делать – это ориентироваться на специализацию.Специализация– просто перечень запросов, с которыми к специалисту чаще всего обращались. Но ведь работаем мы не с жалобами, а с человеком целиком. Жалоба – только название «архива», в котором упакован скрытый материал, предназначенный для того, чтобы повести нас к глубинной причине проблем.

КАКИМ ПУТЁМ МЫ ПОДБИРАЕМ ПСИХОЛОГОВ В «СВОБОДНУЮ АССОЦИАЦИЮ»

Для сайта нашей службы специалисты приглашаются ее первыми участниками. Это значит, что все люди там не случайны. Это значит, что на совместных групповых супервизиях или обучении коллеги узнают друг друга непосредственно в работе и приглашают присоединиться, если им близки принципы, перечисленные выше.

История «Свободной Ассоциации» началась со знакомства специалистов из трех городов (Санкт-Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода), которые встретились когда-то на совместном обучении в рамках психоаналитического подхода. Общие ценности и продвижение идеи этичной профессиональной психотерапии в России сблизили коллег, что выразилось в создании сети сайтов.

Наши сайты собраны с теплой душой, но спокойным разумом, где человечность и гуманность соседствует с твердыми рамками. Если вам близко такое сочетание – сработаемся!

Этический кодекс психолога

Преамбула

  1. Этический кодекс психолога Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования», международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций.

  2. Консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет Российского психологического общества.

  3. В настоящем Этическом кодексе термин «Психолог» относится к лицу, имеющему высшее психологическое образование.

  4. В настоящем Этическом кодексе термин «Клиент» относится к лицу, группе лиц или организации, которые согласились быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обратились к Психологу за психологической помощью.

  5. Действие данного Этического кодекса распространяется на все виды деятельности психологов, определенные настоящим Этическим кодексом. Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работы Психолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет.

  6. Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе.

  7. Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.

I. Этические принципы психолога

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

  1. Принцип уважения
    Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
    Принцип уважения включает:

    1. Уважение достоинства, прав и свобод личности

      1. Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.

      2. Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.

      3. Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям.

      4. Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.

    2. Конфиденциальность

      1. Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.

      2. Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.

      3. Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.

      4. Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.

      5. Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.

      6. Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.

      7. Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.

    3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента

      1. Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.

      2. Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. В случае стационарного лечения Психолог должен информировать Клиента о возможных рисках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические.

      3. Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами Психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента.

      4. Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска.

      5. В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, Психолог должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента.

    4. Самоопределение Клиента

      1. Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.

      2. Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.

      3. Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний).

  2. Принцип компетентности
    Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.
    Принцип компетентности включает:

    1. Знание профессиональной этики

      1. Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться этическими принципами.

      2. Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям.

      3. Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса.

      4. В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.

    2. Ограничения профессиональной компетентности

      1. Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.

      2. Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.

      3. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом.

      4. Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.

    3. Ограничения применяемых средств

      1. Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.

      2. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности.

      3. Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений.

    4. Профессиональное развитие

      1. Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).

    5. Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях

      1. Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.

      2. Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.

  3. Принцип ответственности
    Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.
    Принцип ответственности включает:

    1. Основная ответственность

      1. Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.

      2. Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, ограниченные в своих действиях, а также, если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента.

      3. Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.

    2. Ненанесение вреда

      1. Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях Клиента, которые не имеют отношения к конкретным и согласованным задачам психологического исследования.

    3. Решение этических дилемм

      1. Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе.

      2. В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией.

  4. Принцип честности
    Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.
    Принцип честности включает:

    1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей

      1. Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей.

    2. Честность

      1. Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.
        Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам.
        При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя в известность о том, что:
        – в пределах своей компетенции он будет действовать независимо;
        – он обязан соблюдать принцип конфиденциальности: этого требует закон;
        – профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог;
        – для него невозможно выполнение непрофессиональных требований или требований, нарушающих данный Этический кодекс.
        При приеме Психолога на работу работодатель должен получить текст данного Этического кодекса.

      2. Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом услугах служит целям принятия потенциальными Клиентами информированного решения о вступлении в профессиональные отношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия.

      3. Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных Клиентов. Психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг.

      4. Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним нему Клиентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью.

    3. Прямота и открытость

      1. Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.

      2. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.

      3. В случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.

    4. Избегание конфликта интересов

      1. Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений. Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах.

      2. Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.

      3. Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений Психолога с Клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность.

      4. Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.

    5. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом

      1. Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.

      2. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия.

      3. Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.

      4. Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.

II. Нарушение Этического кодекса психолога

  1. Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.

  2. Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества.

  3. В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран.

  4. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.

Настоящий Этический кодекс психолога принят “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества.