Представьте себе, что вы вызвали сантехника починить кран, и в ответ на вопросы "Сколько будет стоить?" и "Когда будет готово?" он бормочет что-то невнятное вроде "Сейчас трудно сказать" или "Не всё зависит от меня". Обратитесь к нему?
Думаю, нет. Но именно такое впечатление производят вполне грамотные специалисты-психологи на людей, не погружённых в тему психологии — впечатление шарлатанов, стремящихся вытянуть как можно больше денег, не обещая взамен ничего конкретного.
В то же самое время, ребята, к которым сейчас прилепился термин "инфо-цыгане", как-раз гарантируют результат и, более того, говорят, сколько конкретно потребуется денег и времени, чтобы его достигнуть. И в глазах не-психолога они выглядят более надёжными "специалистами", и к ним обращаются за помощью.
Парадокс, правда? Ведь в действительности отказ психолога давать гарантии и называть конкретные сроки решения проблемы и является одним из показателей как профессионализма, так и понимания своих объективных возможностей. Кстати, а сколько занятий нужно, чтобы выучить иностранный язык, и есть ли там какие-либо гарантии?
В любой сфере, где результат зависит от совместных усилий заказчика и исполнителя, результат гарантировать невозможно. Часто говорят, что результат зависит от психолога и клиента в соотношении 50/50. Не знаю, насколько верны цифры, и как именно их рассчитали, но совершенно очевидно, что если клиент не стремится к изменениям или ставит заведомо нерешаемые задачи (так тоже бывает через раз), то и самый лучший специалист не сможет оказать ему помочь.