Недавно на эту тему у меня состоялся диалог с клиентом. Им был юноша чуть за 20, который готовится покинуть стены ВУЗа и отправиться в свободное плавание по жизни. Он поинтересовался, как ему улучшить свой средний балл. Я, в свою очередь, спросил: а что он уже для этого сделал? И выяснилось, что единственным доступным для него способом повысить успеваемость является прилежная подготовка по предметам. Достаточно ли этого? И нужны ли в дополнение к "хард" скиллам ещё и софт-скиллы? Давайте разбираться.
Предлагаю исходить из следующего базового положения: мир несправедлив. Справедливость — это химера, которая существует только в человеческом воображении. Сторонникам позитивного мышления и верующим в карму дальше можно не читать :).
В лучшем мире, вероятно, для достижения успеха на службе и в учёбе было бы достаточно быть прилежным учеником и/или работником. Но в реальности успеха достигают зачастую не самые умные, талантливые и старательные люди. Примеров тому не счесть. Наиболее талантливые люди зачастую умирали в нищете — Моцарт, Никола Тесла и др. В то же время, люди посредственного ума и способностей нередко побеждают и добиваются сказочных богатств и успехов. За примерами тоже далеко ходить не надо — можно посмотреть, скажем, на очень многих представителей власти (и не только в России). Кстати, кто-то может увидеть в этом проявление справедливости — не всегда же умникам побеждать ).
Cтратегии "отличников", как ни странно, плюс-минус одни и те же для школы, ВУЗа и коммерческой фирмы и включают в себя как правило четыре компонента:
а) (в школе / ВУЗе) Положение в пространстве.
Прозвучит смешно, но уже своим выбором места в аудитории студент или ученик многое сообщает преподавателю. Например, задние парты — традиционное место оппозиции и шпаны :). В школе эти места обычно занимают хулиганы, которые во время урока плюются бумажными шариками в своих одноклассников, а то и в учителя. Они защищаются от ощущения тревоги и неполноценности с помощью вызывающего и агрессивного поведения, демонстрируя всей группе и её вожаку (учителю / преподу), как им на неё плевать ("Я гналась за вами три дня, чтобы сказать вам, как вы мне безразличны" (c)). В ВУЗе человек, севший на заднюю парту, сообщает преподавателю о своей неуверенности подобно страусу, засунувшему голову в песок, как если бы это могло его защитить. Отличники всегда садятся в середину и за передние столы.
(в компании) На предприятиях нет задних и передних парт :). Зато есть тайминг. И сотрудники, балансирующие на грани вылета, обычно приходят на работу позже, а уходят раньше. Тогда как те сотрудники, что на хорошем счету, делают всё с точностью до наоборот ). При этом, в экстра-время своего нахождения на рабочем месте они могут ничего не делать или же создавать видимость деятельность, но на начальство они производят впечатление заинтересованных, ответственных и деятельных работников :).
б) Подход к преподавателю.
Успешные юноши и девушки знают, как важно понравиться начальству, продемонстрировав интерес как к самому преподавателю, так и к его предмету. Сколько бы это не отрицали, но личный компонент никуда не пропадает из учебного процесса. Преподаватель всегда сам выбирает, кого ему завалить, а кого подтянуть.
В фирме аналогом этого является умение сотрудника подробно и детально поговорить о своей деятельности, достигнутых результатах и планах на будущее.
в) Отношения с коллективом.
Человек, старающийся понравиться начальству, но игнорирующий горизонтальные связи, практически неизбежно приобретёт репутацию заносчивого человека. Такому человеку с высокой долей вероятности придётся нелегко в коллективе. В худшем случае его оттуда выживут.
г) Знания.
Да, знания по предметам или знание своего дела никто не отменял. Человек, выполнивший три предыдущих пункта, но лишённый базовых знаний и навыков, будет восприниматься как славный малый, но при первом удобном случае от него постараются избавиться. Компетентность по-прежнему важна.
Этот список не претендует на окончательность. Его можно дополнять и усложнять. Но по моему личному опыту, четыре вышеозначенных компонента — это must-have социально-успешного человека.