Воспитание на пальцах

Что важно для формирования устойчивой психики?

В душу ребёнка должны быть вшиты 2 закона:

Первый закон МАТЕРИНСКИЙ: «Я тебя люблю. Я рада, что ты пришёл в этот мир именно таким».

Второй закон ОТЦОВСКИЙ: «Мы живём в обществе. И ты не можешь нарушать его запреты».

Так или иначе мы все как-то функционируем, и в нас в разных размерах вшиты и тот и другой закон. Мы можем чувствовать, что нас кто-то любит сильно или не очень.

В то же время мы не пойдём стрелять по людям, если вдруг «не очень». И не позволим себе брать огромные взятки, если вдруг «очень». Подобная патология случается, если отцовский закон почти не вшит в психику. Проще говоря, у таких людей проблемы с дозами и границами того, что позволительно для жизни в обществе.

Считается, что в разные эпохи существовали перегибы с этими двумя законами. В советские времена главенствовал ОТЦОВСКИЙ закон в семьях. Люди вырастали послушными, но словосочетание «полюби себя» для них просто набор иероглифов. Неудивительно, что после такого детства выросшие люди в своих семьях часто лелеют МАТЕРИНСКИЙ закон. Любят, как говорится, «за себя и того парня». Но, может так случиться, что в хорошей семье, где «всё для него», организуются криминальные истории. Это значит, отцовский закон о запретах не был вшит в психику.

Первичен всегда МАТЕРИНСКИЙ ЗАКОН. Его даёт тот человек, который больше всего находится в близости с ребёнком с момента его рождения. Как вы понимаете, это может быть и Бабушка, и Няня и даже Папа. Семейные истории складываются по-разному… В психоанализе такой человек называется Материнский другой.

Мама всем своим телом, запахом, передачей эмоций, отражением состояния ребёнка передаёт ему информацию: «Я тебя вижу, ты мне нравишься, я внимательно отношусь к твои желаниям, я тебя люблю таким, какой ты есть…Ты признан. Ты есть». Образуется самая важная связь для маленького человека, которая будет являться точкой отсчёта для его существования. Организуется как бы прочная основа того, от чего в любой момент жизни можно оттолкнуться.

В фильме «Лев» (2016), который основан на реальных событиях, очень ясно показано, как человек, несмотря на то, что в жизни его уже всё сложилось, ищет эту самую опору и находит его буквально по запаху. Поиск места, откуда начался его жизненный путь, является для него вопросом жизни и смерти. Да, материнский закон и является основой для существования.

Неслучайно, когда люди ощущают нехватку этого самого закона, они часто находят утешение в религии. Ведь Бог – это тот, кто любит тебя всегда, без условий.

В сериале «Молодой Папа» красиво показан такой путь священника. Ленни (Пий XIII) признала и полюбила целая страна. Но в финале фильма показано, как важно всё-таки быть признанным именно своими родителями (в каком-то смысле самыми важными богами для человека).

Итак, первичен всегда материнский закон. И только через «мать» в психику ребёнка может быть интегрирован отцовский закон.

Отцовский закон усложняет, совершенствует психику до признания того, что в мире живут другие люди со своими желаниями. И поэтому существуют общепринятые порядки для мирного сосуществования такого множества людей сначала в одной квартире, затем в остальных социальных институтах.

Отец появляется в душе ребёнка только со слов матери. Он должен присутствовать не номинально (пришёл, поужинал, принёс денег), а как любовный и уважаемый объект, к которому мать стремится. Только в этом случае введение отцовского закона вступает в силу, и в психику интегрируются два основных запрета, необходимых для жизни в обществе:

1. ЭТОГО ТЕБЕ ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ НИКОМУ!

Что запрещается всем людям?

  • инцест (половые отношения между родственниками);

  • брать чужое, наносить вред чужому имуществу;

  • наносить вред своему и чужому телу, использовать другое тело в своих интересах.

В общем-то, это основные библейские заповеди (не убий, не укради, не возжелай жены ближнего своего). Эти запреты вшиваются в психику только при одном условии – их соблюдают и родители.

Несоблюдение этих законов взрослыми может шифроваться в самых безобидных событиях. К примеру, если мама без разрешения заходит в комнату ребёнка и раскладывает его вещи по «своим» местам – запрет на «взятие чужого» не интегрируется в психику. Или впишется с некоторыми поправочками: «Брать чужое можно, если мне кажется, что так будет лучше» (воровство, взятка).

Или отец заставляет сына заниматься нелюбимым спортом «Чтоб мужиком вырос!». Отец хочет быть успешным отцом, чтобы гордиться своим сыном, чтобы потом «он мне спасибо сказал». Сын в свою очередь усвоит закон: «Тело человека не принадлежит ему самому. Я буду разрешать в дальнейшем, чтобы со мной делали что хотели и сам буду вести себя так же» (насилие, садизм).

2. ЭТОГО ТЕБЕ НЕЛЬЗЯ, НО, КОГДА ВЫРАСТЕШЬ – БУДЕТ МОЖНО!

С этим пунктом полегче, запреты этого ракурса вводят различия между взрослым и ребёнком. Толкают его к развитию, обучению, старанию, чтобы поскорее смочь называться взрослым. Чтобы стали наконец-то позволительны радости взрослых.

– Папа, я тоже хочу себе айфон.

– Сына, а как ты его купишь?

– Ну, у тебя же есть денюжки.

– Сына, мир так устроен, что за свои удовольствия человек должен платить сам. Я выучился, устроился на работу, мне заплатили денюжки и я смог купить себе айфон. И у тебя получится, когда вырастешь.

– Я хочу спать с мамой! Уходи!

– Сын, твоя мама – моя жена и спать с ней могу только я. Но, когда ты вырастешь, у тебя будет своя жена и ты сможешь спать со своей женщиной.

Если не вводить запреты такого рода, может случиться как в песне Бориса Борисовича Гребенщикова: «Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть».

2022 © Светлана Курдюмова, Психологическая служба "Свободная Ассоциация". Копирование статей как целиком, так и частично допускается только при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.