Планирование

Сегодня клиент задал мне вопрос: как научиться планированию? На первый взгляд, вопрос очень простой. На второй — уже не очень. На третий появляются нюансы.

Прежде всего, стоит разобраться с мотивацией. Зачем вам учиться планированию? Интуитивно понятно, что люди, обладающие этим ценным навыком, обладают серьёзным преимуществом. Тем не менее, мотивацию гораздо сильнее подстёгивают конкретные, а не абстрактные образы, поэтому это стоит проговорить.

Все сталкивались с ситуацией на собеседовании, когда HR спрашивает у вас: «Как вы видите своё будущее через 5 лет?» И многие, включая меня, допускали ошибку, говоря правду: сейчас в жизни простого россиянина слишком много неопределённости, чтобы иметь такой длинный горизонт планирования. На самом деле, как нетрудно догадаться, HR'а интересует вовсе не то, как там обстоят дела в реальности. Его или её интересует само наличие или отсутствие у вас навыка планирования.

Проводились исследования, когда кандидатам на собеседованиях задавали этот вопрос, а затем на протяжении 5 лет действительно отслеживали их профессиональную судьбу. Как вы думаете, какими были результаты? Возможно, вы подумаете, что те, кто имел чёткие планы на ближайшие 5 лет, смогли их реализовать... и будете совершенно не правы! Потому что судьба испытуемых этой группы сложилась совершенно иначе, нежели они себе воображали. НО... они оказались в среднем гораздо успешнее тех испытуемых, которые отвечали, что будущее не определено, и они не знают, что будет с ними через 5 лет.

Таким образом, умение планировать само по себе делает вас успешнее. И, если обстоятельства вокруг вас меняются, вы всё-равно оказываетесь способными оперативно перестроить свои планы или создать с нуля совершенно новые. А вот отсутствие этого навыка ещё никому не помогло...

Теперь рассмотрим вопрос, как же именно правильно планировать. Для начала скажу трюизм, который вы прочтёте абсолютно в любой другой статье на эту тему: чем конкретнее вы представляете себе образ будущего, в котором хотите оказаться, тем лучше. Поезд никогда не идёт «куда-нибудь». Только из точки «A» в точку «Б». И лучше, чтобы этот образ будущего был гибким: максимализм отнюдь не делает жизнь легче.

Когда цель сформулирована в конкретных, понятных и чётких описаниях, её потребуется разбить на задачи. Поскольку этому учат ещё в школе, то останавливаться подробно на этом пункте я не буду :). А вот далее нам помогут простые и примитивные советы психологов-бихевиористов. Каждую задачу необходимо разбить на мелкие под-задачи, с каждой из которых вы гарантированно (то есть, со 100%-й вероятностью успеха) сможете справиться.

Приведу пример. Я хочу сформировать частную психологическую практику. Что могло бы стать здесь простейшим шагом к цели? Например, я могу зарегистрировать анкету на сайте психологов — эту задачу ещё никому не удавалось провалить. Далее мне нужно начать привлекать внимание к своей анкете. Что я могу для этого сделать? Например, я могу начать оставлять комментарии, высказывая своё профессиональное мнение, на форуме этого сайта. Затем я могу перейти к написанию статей. Допустим, первая моя статья будет состоять из четырёх абзацев. Моя первичная подзадача в этом деле — придумать тему. Это сделать также несложно: тема не должна быть гениальной или уникальной; достаточно, если она будет просто актуальной. А далее я могу писать хотя бы по одному абзацу в день (а если дело пойдёт хорошо, то и больше).

Всё то же самое верно и для продвижения в соцсетях ;). Вся суть этой техники выражается во фразе «Динозавра проще есть по частям» :). Если мы держим в голове всю большую задачу целиком, то она может показаться нам непосильной и обрушить нашу веру в себя и психологическую устойчивость. Если мы на ежедневной основе имеем дело лишь с простыми и выполнимыми заданиями, то, справляясь с ними, мы взращиваем в себе чувство собственной компетентности и уверенности в себе.

Когда я изложил эти спонтанные соображения клиенту, он задал вопрос: «Но как же быть с препятствиями, которые не поддаются нашему контролю? Что, если завтра цунами/торнадо/война?».

Да, действительно, если мы не поддаёмся магическому мышлению, то осознаём, что не всё вокруг зависит от нас. И да, замечать надвигающуюся катастрофу — также один из самых ценных навыков, которыми может обладать человек. На курсах вроде MBA рассказывают о цикле жизни организации/бизнеса, и естественным завершением этого цикла является гибель (прекращение работы). Обычно людям не слишком хочется об этом думать. Люди предпочитают верить, что один раз создав своё дело, они смогу всю жизнь почивать на лаврах и наслаждаться плодами. Но нет, любой проект, любое дело имеют своё логическое завершение. И умение предвидеть гибель бизнеса или организации позволяет вам не быть погребёнными под обломками, но выйти из ситуации без потерь или с минимальными потерями и иметь возможность продолжить свою деятельность уже в рамках следующего бизнес-проекта.

Достаточно вспомнить индустрию по проявке плёнок, накрывшуюся медным тазом после перехода на цифру. Или гибель множества точек торговли CD и DVD с развитием интернета (и соответственно интернет-пиратства) в России. Это пример катастрофы (с т.з. индустрии), которую можно предвидеть. К примеру, я длительное время работал переводчиком английского и немецкого языков. Осознав, что уже в скором будущем машинный перевод заменит письменных переводчиков (в лучшем случае, оставив за ними роль редакторов машинного перевода), я вспомнил про своё первое, психологическое образование, и принял решение перейти в эту сферу ;)

Если у вас с планированием сложные отношения, и вы не нашли ответа на беспокоящий вас вопрос в тексте — обращайтесь, вместе мы непременно что-нибудь придумаем в рамках психологической консультации :)